ОМКФ 2016: итоги «украинских Канн» в деталях

Седьмой Одесский международный кинофестиваль подошел к концу. Об этом говорит многое. И погасшие лампы мощнейших кинопроекторов в традиционных обителях фестивальной жизни - театре музкомедии и кинотеатре «Родина». И зрители, волонтеры, представители киноиндустрии, которые разъехались по своим родным городам и странам. А мы, определенно, уже можем подвести некоторые итоги.



Автор: Яна Голубятникова

В качестве вступления

Уже во время первого фестиваля, летом 2010-го года, были и красная дорожка, и грандиозный показ на Потемкинской лестнице, и неплохая фестивальная программа. Но во всем тогда чувствовалась некая осторожность: примется/не примется такой культурный продукт в Украине? Даже первоначальная концепция и подбор фильмов намекали на работу с достаточно массовым зрителем. Во главу угла ставилось легкое кино. И общий подход намекал, что это такой фестиваль хорошего настроения и Солнца. В этом была своя логика. Не лишним будет подчеркнуть, что до старта ОМКФ, различными мэтрами киноиндустрии (среди которых был и Богдан Ступка), политиками и меценатами предпринимались попытки запустить крупномасштабные кинофестивали в Киеве. В основном закончились они крайне неудачно. Речь, конечно же, не идет о МКФ «Молодость» (который свою историю ведет с 1970-го года и продолжает здравствовать поныне) и МКФ документального кино о правах человека Docudays UA. В обоих случаях мы имеем все же специализированные фестивали. Хоть весьма популярные и важные. В первом случае – международный фестиваль дебютов, во-втором - документального кино.
Так вот, сравнивая тот далекий первый ОМКФ с ним же, но формата последних лет, можно засвидетельствовать значительный рост качества конкурсной и внеконкурсной фестивальной программы. От первоначального заигрывания с потенциально «массовой» публикой отказались в пользу более образованного и художественно искушенного зрителя. При этом фестиваль стал популярнее именно за счет правильного позиционирования. Впрочем, бренд с семилетней выдержкой тоже играет в этом не последнюю роль.
Также ОМКФ действует как масштабная платформа, в рамках которой ежегодно проходят специальные показы и презентации других фестивалей. Среди которых в разное время были Чилдрен Кинофест, Docudays Ua, Wiz-Art и другие.

Международная конкурсная программа
В конкурсной программе этого года было представлено 12 фильмов. Попробуем рассказать о самых заметных и интересных работах.

Кадр из фильма "Людоеды"
В первый же день ОМКФ зрителям было предложено, уж простите за каламбур, весьма вкусное блюдо - «Людоеды» авторства Леа Фенер. Не смотря на несколько жутковатое название, фильм отнюдь не о каннибалах, а о жизни бродячего театра и его безумных, чрезвычайно эмоциональных артистах. Они живут и путешествуют вместе, не скрывая чувств. Превращая все личное если не в спектакль, то в цирковое представление. Герои в кадре играют, делают ошибки и глупости, беспощадно и пристрастно разбираются в своих и чужих отношениях. При этом оставаясь по «родству бродячей души» одним живым, но очень странным организмом. Самое удивительное, что в фильме не так уж много выдумки. Бродячий театр, который показан в кадре, и вправду существует, как и спектакль, который эта несносная труппа в нем ставит. Скажем больше, за исключением нескольких артистов, всех героев фильма сыграли их прототипы. И режиссер Леа Фенер сыграла саму себя, а ее родители, как не трудно догадаться, тоже сыграли не кого-то другого. Парадоксальная искренность и душевный стриптиз. Даже для французского кино - это какой-то совсем новый уровень.

Не бывает фестиваля и без работ посредственных. На наш взгляд в конкурсе приняло участие 3 таких работы. Две из них родом из Восточной Европы.

Кадр из фильма "Метаморфозис"

«Метаморфозис» от российского режиссерского дуэта Сергея Тарамаева и Любы Львовой – как раз тот случай, когда хотелось сказать много, но в итоге не сказано ничего важного. Фильм повествует о замкнутом и талантливом пианисте с серьезными отклонениями в развитии и уровне социализации. Единственный человек, с которым он находит общий язык и с которым ему интересно общаться - это маленькая девочка. И, конечно, она оказывается также психически неустойчива и нелюдима. Безумства нашли друг друга. Если бы не фальшивость истории и отсутствие умения снимать тонкое психологическое кино, что-то могло бы выйти. Но, к сожалению, авторы в котел фильма забросили слишком много всего: невиданную аристократию, кокаинистов, властность матери, бандитский мир, инцест, заказные и не очень убийства, пытки, музыку… Сюжетная смесь получилась дурная, персонажи картонные, диалоги скучные и лживые. Странный выбор фильма. Учитывая общую историю фестиваля, когда русское кино всегда было представлено фильмами первой величины (то ли год такой, то ли мельчает русский кинематограф).

Мюзикл «Дочери дансинга» польского режиссера Агнешки Смочиньской это история «Русалочки» Андерсона на новый лад. Двум польским сестрам- русалкам Злате и Сребне чертовски захотелось поехать в Америку. А заработать необходимые на поездку средства стало возможным используя свои красивые вокальные данные и…хвосты, которые тотчас же появлялись при попадании на их тела капель воды и эффектно дополняли клубное шоу. Девочки, хоть и наивны, но уж чего не было в оригинальной истории, кровожадны и сильны. Астеничные голые тела, кровь, насилие и простоватые песенки. По ощущениям фильм, пожалуй, наиболее близок к легендарному трэш-фильму «Генетическая опера», если бы у режиссера отняли изобретательность, у актеров – вменяемую игру, у сюжета – оригинальность, а у музыки... Вцелом «Дочери дансинга» фильм очень на любителя. Но конкурсную программу делает более богатой на разнообразие.

Третьим неудачным фильмом, на наш взгляд, можно назвать бразильско-португальский «Город, в котором я взрослею». В этом фильме почти ничего не происходит. Важного и увлекательного, так точно. Часто в таких случаях говорят: «работа весьма атмосферная». Так вот, кому в реальной жизни не хватает атмосферы легкого безделья и беззаботности – в этом фильме может найти определенный смысл и интерес.

После отступления вернемся к лучшим фильмам.

Кадр из фильма "Незаконные"
На гребне «новой румынской волны» в программу 7-го ОМКФ приплыл фильм «Незаконные» от Адриана Ситару. Тема неожиданной актуализации в настоящем исторической памяти о минувшей эпохе оказалась близка не только для нынешней Украины, но и для Румынии. И вот почему. Еще до вступления в Евросоюз в 2007-м году румынские власти сделали общественным достоянием архивы службы госбезопасности (времен правления коммунистов). Среди прочей информации - данные об агентах и осведомителях разведки. Т.е., если вас в свое время задержали по чьему-либо «стуку», сегодня вы можете посмотреть, кто это сделал. Как вы понимаете, такие открытия уже сделали много шума и подняли на небывалый уровень общественную дискуссию. Отражаются эти реалии и в румынском кино. В «Незаконных», впрочем, это лишь врата, через которые входит зритель, чтобы проникнуть в мир почти обыкновенной румынской семьи. Сын и дочь при работе над сайтом, структурирующим новейшую историю Румынии, обнаруживают неожиданную информацию. Их отец, работая в больнице на добровольных началах, был осведомителем властей и рассказывал про желающих сделать аборт женщин (тогда аборт был вне закона). Разгорается серьезный ценностный конфликт, где дети не могут принять за норму поведение отца и то, что он до сих пор не раскаивается. Но пока чада всматривались, что же есть плохого «в чужом глазу», пропустили момент, где сами, мягко говоря, нашалили. Нарушили общественное и церковное табу на кровосмешение и даже умудрились зачать ребенка... При всем спорном решении ситуации это невероятно качественное, диалоговое камерное кино с отличным актерским ансамблем. Жюри признало эту работу лучшим фильмом фестиваля.

Кадр из фильма "Кто горит, горит, горит"
Очень тепло зал принял road-movie британского режиссера Чания Баттон «Кто горит, горит, горит». В центре сюжета – умерший от лейкемии Дэн, который оставил необычное завещание двум своим близким подругам: развеять его прах в особенных местах в разных регионах страны. И в каждом из них девушкам нужно просмотреть видеообращения Дэна, где он много всего расскажет о себе, а также поработает скальпелем в душах близких. Чтобы они успели прожить свою жизнь не как он, а честно и лучше. Часто вульгарный, но тем не менее не глупый юмор сделал эту работу обладателем Гран-при фестиваля (по результатам зрительского голосования).

Кадр из фильма "Смерть от смерти"
Дебютный черно-белый фильм Ксавье Серона «Смерть от смерти» имеет бельгийское происхождение. Но, если Вы не заглянули на страницу с описанием киноленты в фестивальном каталоге, об этом трудно догадаться. Настолько работа вписывается в общий контекст французской школы. И дело не только в том, что сам фильм на французском (официальный язык Бельгии, наравне с нидерландским). Это прослеживается в нюансировке на ощущения и чувстве юмора: смеяться над всем, но без злобы, французской легкости, даже при обсуждении серьезных и страшных тем. К примеру, смерти. Главный герой фильма - забавный неудачник под сорок. Работает консультантом в супермаркете, пытается оставаться хорошим сыном для своей чудной престарелой матери и вместо убийственного огня амбиций занят исследованием самого себя. В этом и выражается его до крайней степени повышенная мнительность. И ощущение, что «вирус смерти» от больной матери перешел к нему и потихоньку стал разъедать и уничтожать его собственное тело. На протяжении фильма режиссер словно разрывается между желанием поделиться всей полнотой трагедии от осознания человеческой смертности и желанием доказать насколько абсурдна сама жизнь. И соответственно трагедию также воспринимать всерьез нелепо. По окончании фестиваля, режиссер Ксавье Серон признан международным жюри победителем в номинации «Лучший режиссер».

Кроме того, очень интересными и, пожалуй, недооцененными работами фестиваля можно назвать энергичный ливано-катарский «Очень большой фильм» и греческий «Загар».

Украинская программа

Украинская программа - естественная и не последняя по важности составляющая концепции ОМКФ с самого его основания. Только вот у зрителя энтузиазма данная фестивальная программа как-то в первые годы не вызывала, о чем свидетельствовали неполные залы (если не считать красный зал «Родины» на 184 места). Организаторов это ничуть не смущало. Они, как поставили себе цель стать устойчивой платформой для популяризации украинского кино, на том и стояли. И что странно - получилось. На украинские фильмы стало труднее попасть, чем к большинству иностранных конкурсантов или лауреатов международных фестивалей. Короткометражная программа - отдельный пример роста спроса и предложения. В 2014-м и в 2015-м ажиотаж вырос до предела: огромные очереди, полностью заполненный зал. Полностью - это значит в т.ч., что помимо кресел занята была каждая ступенька и, в принципе, кусочек пространства на котором можно было сидеть или стоять. Стало ясно, что интерес будет только нарастать. И уже в этом году короткометражный конкурс перевели в зал на 1260 мест. Возможно, на пару лет этого лимита хватит.
Кадр из фильма "Моя бабушка Фанни Каплан"

На 7-ом ОМКФ большой ажиотаж вызвала работа авторства Алены Демьяненко «Моя бабушка Фанни Каплан». Не вместив всех желающих с первого раза, организаторы сделали дополнительный показ через несколько дней. И снова аншлаг. Фильм повествует о жизни девушки-революционера, родившейся в Волынской губернии и ставшей известной на весь мир после покушения на жизнь Ленина. Сценарий этого первого байопика о Фанни Каплан написал режиссер и сценарист Дмитрий Томашпольский (в соавторстве с режиссером ленты). Среди событий, описанных в фильме: случайная дружба влюбчивой девчонки с революционерами, каторга и «слепота на истерической почве» (диагноз согласно документам), знакомство с Дмитрием Ульяновым, братом Ленина и дальнейшее развитие событий, которое и привело ее к печальной славе. Работа над этим фильмом длилась три года. В ленте сыграли многие небезызвестные в киевской художественной среде люди: режиссеры Мирослав Слабошпицкий и сестры Артеменко, продюсер Генадий Кофман, куратор и арт-менеджер Владислав Троицкий и др. Примечательно, что за исполнение роли брата Ленина Мирославу Слабошпицкому дали приз за Лучшую актерскую работу Национальной конкурсной программы. 

Кадр из фильма "Гнездо Горлицы


Драма Тараса Ткаченко «Гнездо Горлицы», снятая в ко-продукции с Италией помимо национального конкурса представляла Украину в международной программе. Главные роли в фильме исполнили Римма Зюбина и Виталий Линецкий. Трудная экономическая ситуация в семье вынуждает счастливую в браке женщину средних лет уехать на заработки в Италию, где помимо денег ее ждет унижение и потрясения для семьи. Удивительно не фальшивая игра актеров, важный социальный фон и личная драма помогли обрести картине Золотой Дюк за Лучший украинский полнометражный фильм.

В рамках ОМКФ также была представлена документальная лента (нашего земляка!) Романа Бондарчука «Украинские шерифы». В ней были раскрыты многие интересные вопросы. Каким образом не на «диком Западе», а в селе Старая Збурьевка (да-да, Херсонская область) появились шерифы? Что вынудило запустить такой новый для Украины институт гражданского порядка в отдельно взятом населенном пункте? Какую пользу приносят шерифы и в чем их отличие, допустим, от полицейских и т.д. Фильм уже получил ряд наград на международных фестивалях. И в Одессе его показ прошел в программы «Фестиваль фестивалей». В Херсоне, кстати, премьера данного фильма назначена на конец августа.

Программа «Фестиваль фестивалей» и «Гала-премьеры»
Пару слов хочется сказать об этих двух международных программах Одесского кинофестиваля. В рамках «Фестиваль фестивалей» ежегодно проходит показ работ участников и победителей самых авторитетных фестивалей мира: Каннского, Венецианского, Санденс, Берлинале. В рамках «Гала-премьер» - фильмы-события от выдающихся режиссеров современности. Как та, так и другая программы не являются основными и направлены на знакомство украинского зрителя с самыми важными фильмами года. Фактически единственная возможность для нестоличного зрителя (да и в Киеве с этим не идеально) легально получать такой контент в кинотеатре, а не становится вынужденно пиратом «качая с торрентов» хорошее кино.
Среди самых интересных работ этого года можно выделить следующие.
Картина мэтра социального кино Кэна Лоуча «Я, Даниэль Блэйк». О том, как забюрократизированное государство находит миллион лазеек, чтобы уберечь себя от оплаты социальной помощи тем, кому она нужнее всего. Фильм получил Золотую пальмовую ветвь на последнем Каннском кинофестивале.
Кадр из фильма "Тонни Эрдман"

В фильме «Тони Эрдманн» немецкого режиссера Марен Аде комичное и драматичное не столько сменяют друг друга, сколько существует в кадре одновременно, придавая каждой сцене точность и глубину. История дочери, настолько увлекшейся социальными играми и преодолением препятствий в движении по карьерной лестнице, что не ровен час придет к нервному истощению. История отца, который, с одной стороны видит, что дочь превращается из человека в исключительно функциональный механизм, а с другой – еще чуть-чуть и окончательно потеряет с ней связь. История общества, где, если не сохранять баланс, можно потерять все. Отец начинает полную абсурда большую борьбу за возвращение дочери к гармоничной жизни. И это очень грустно. И очень смешно.
Кадр из фильма "Клан"
Кинолента «Клан» аргентинского режиссера Пабло Траперо - жесткое кино о невероятной семье, которая умудрялась под маской образцовой ячейки общества скрывать безумные зверства. Бывший военный, который после смены в 1980-х диктатуры на демократию потерял свое место в новом режиме, отнюдь не хочет довольствоваться пенсией и работой в магазине. Решение финансовых проблем он увидел в формировании собственного грозного клана, похищении и убийстве членов богатых семей. Фильм в полной мере основан на реальных событиях. И это страшнее всего. На Венецианском кинофестивале автор фильма получил Серебряного льва за лучшую режиссерскую работу.


Одесский международный кинофестиваль - событие удивительное и важное. Посетить которое имеет смысл любому ценителю хорошего кино. Фестиваль не только знакомит все больше людей с захватывающими фильмами, но и поднимает в целом престиж нашей страны. Будет здорово, если в следующем году среди зрителей и номинантов станет все больше херсонцев.